Материально-техническое обеспечение образовательной организации
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
материально-техническое обеспечение
Материально – техническая база и медико-социальные условия обеспечивают комфортное пребывание детей в детском саду и решение вопросов успешного достижения воспитательно-образовательных целей. Одним из условий реализации поставленных задач является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех детских видов деятельности. В нашем детском саду мы стараемся построить ее так, чтобы обеспечить полноценное физическое и психическое здоровье ребенка.
Учреждение постоянно работает над совершенствованием предметно-развивающей среды и укреплением материально-технической базы, как помещений детского сада, так и его территории. Ежегодно проводятся косметические ремонты всех помещений, производится замена и обновление мягкого инвентаря. Благоустраиваются и озеленяются участки и прогулочные зоны.
При проектировании предметно-развивающей среды образовательного учреждения коллектив учитывает следующие факторы: индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка, своеобразие его эмоционально-личностного развития, индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей, возрастных и полоролевых особенностей.
Эстетический — включает в себя различные виды театра, декорации и реквизиты.
Экологический — это территория вокруг детского сада, экологическая тропа, природные уголки группах.
Для формирования у детей основ экологической культуры созданы:
-цветники, на территории и групповых участках;
-уголки природы в группах.
Здоровьесберегающий – в МКДОУ созданы необходимые условия для решения поставленных задач — это физкультурный зал с многофункциональным спортивным оборудованием для развития различных групп мышц, спортивный инвентарь и атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений, подвижных и малоподвижных игр. В спортивном зале имеется нетрадиционное оборудование для профилактики и проведения корригирующих упражнений с детьми.
Все группы МКДОУ оснащены спортивными уголками с наличием необходимого оборудования для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми в группе и на воздухе.
Каждый день проводится утренняя гимнастика и гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, контрастные водные процедуры, закаливающие процедуры, профилактика плоскостопия и нарушения осанки.
Для проведения физкультурных занятий на свежем воздухе в МКДОУ имеется оборудованная спортивная площадка. На игровых площадках каждой группы расположено спортивное оборудование для метания в цель, лазания, равновесия, для проведения подвижных игр.
На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально – дифференцированный подход к детям: учитывается уровень физической подготовки и здоровья.
Во всех групповых комнатах детский сад старается создать условия для эмоционального комфорта детей и организации игровой деятельности. Воспитатели пополнили и обновили во всех группах предметно-пространственную среду, где каждый ребёнок в обновлённых условиях может найти комфортное место для занятий и отдыха.
При создании развивающей среды группы воспитатели учитывают половые различия (разделение игровых зон для девочек и мальчиков). Оснащение групповых комнат позволяет детям самостоятельно или под руководством воспитателя определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить свое время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом и педагогами.
Материально- техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. Детский сад расположен в здании, в котором имеется паровое отопление, водопровод, канализация.
Материально – технические ресурсы
№ | Наименование помещений и объектов на территории ДОО | Оснащение |
1 | Групповая комната - 1 Спальня - 1 Раздевальная комната - 1 Туалетная - 1 | - детская мебель для практической деятельности; центры развития: - уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; - спортивный уголок; - уголок для сюжетно-ролевых и режиссерских игр; - театрализованный уголок (ширма, различные виды театра); - игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) - спальная мебель; - выставки детского рисунка, поделок - аудио и видеодиски с музыкальными произведениями;- библиотека научной, научно-популярной методической и детской художественной литературы; - унитазы детские; - умывальники; - стиральная машина |
2 | Кабинет заведующей (1) | - компьютер - 1; - офисная мебель; - принтер - 1; - документация в соответствии с номенклатурой дел; - столы, стулья, шкафы для хранения документов; - библиотека научной, научно-популярной методической и детской художественной литературы; |
3 | Пищеблок кладовая | - газовая плита; - столы и стеллажи для хранения посуды; - инвентарь для приготовления пищи; |
Территория ДОО: детские прогулочные площадки | - 2 теневых навесов; -спортивная площадка; | |
Зона зеленых насаждений, цветники, травяные «островки», | -разнообразные зеленые насаждения (деревья и кустарники); -газоны, клумбы, цветники; | |
Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера для разнообразных видов деятельности. Оборудование стимулирует процесс развития и социализации и коррекции. Созданная развивающая среда открывает возможности для ее эффективного использования.
После капитального ремонта здания ДОУ, создана развивающая предметно пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО. Автоматизированное рабочее место воспитателя, телевизор, двд-плеер, проектор.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В МКДОУ "Ягдыгский детский сад "Аленка" создаются благоприятные условия для всестороннего развития дошкольников. Предметно - развивающая среда, организованная педагогами служит интересам и потребностям детей, а её элементы - оборудование, игры, игрушки, дидактический материал – развитию ребенка.
В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, которые обусловлены выходом в свет новых нормативно – правовых документов:
Закон «Об образовании» РФ,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Настоящий документ включает три группы требований:
1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства всего детского сада, групповых помещений, а также территории (далее - Участок), размещение на них материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
При организации развивающей предметно-пространственной среды мы руководствуемся следующими принципами:
Принцип насыщенности: среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Принцип информативности: в созданных уголках и зонах детской деятельности различной тематики все игровое и дидактическое оборудование подобрано из разнообразных материалов и направлено на познавательное развитие детей, ознакомление их с предметным окружением.
Принцип вариативности: учитывался при создании зон, в которых дети могут подробно познакомиться с культурными и художественными традициями родного края, историей создания детского сада, историей возникновения родного села.
Принцип безопасности предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Так, изобразительные материалы, расположенные в «уголке изобразительной деятельности», используются детьми как для создания художественно-творческих работ (реализация образовательной области «Художественное творчество»), так и для детского экспериментирования с красками, бумагой, для классификации карандашей, фломастеров, мелков по цвету, форме, величине, для выкладывания из карандашей схематических и геометрических изображений (реализация образовательной области «Познание»). Общения друг с другом по поводу изобразительных материалов, художественного замысла, содержания рисунка или поделки (реализация образовательной области «Коммуникация»).
Принцип педагогической целесообразности позволил наполнить предметно-развивающую среду объектами, которые дают возможность детям самовыражаться, чувствовать себя комфортно, что способствует эмоциональному благополучию каждого ребёнка.
При создании предметно-развивающей среды так же учитываем поло – ролевую специфику и наполняем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Систематически проводим мониторинг состояния предметно-развивающей среды, с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, направленными на единство стиля, гармонию цвета. Используем при оформлении групповых, спален и вспомогательных помещений произведения искусства, комнатные растений, детские работы, гармоничную, соразмерную и пропорциональную детскую мебель.
Таким образом, предметно – развивающая среда, организованная в нашем детском саду отвечает потребностям всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей в совместной партнерской деятельности, и детей, в их свободной самостоятельной деятельности. Материалы и оборудование подобраны сообразно педагогической ценности и создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду, которая обеспечивает качественную реализацию содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оборудованные учебные кабинеты
В МКДОУ "Ягдыгский детский сад "Аленка" имеется групповые комнаты (количество - 4).2- Игровую и 2-спальную комнату.Группы оборудованы необходимой мебелью с учетом гигиенических и педагогических требований. Оборудование соответствует росту и возрасту детей.
Библиотека
Расположенная в методическом кабинете ДОУ, содержащая научно-методическую, педагогическую литературу, детские издания, периодические издания, раздаточный и демонстрационный материал для организации образовательного процесса.
В каждой возрастной группе имеются мини-библиотеки, содержащие художественную, методическую и педагогическую литературу, серии демонстрационных картин в соответствии с возрастом
Объекты спорта
Для спортивных мероприятий в детском саду имеется спортивный зал, оборудованный в соответствии с ФГОС ДО.
Средства обучения и воспитания
В целях качества дошкольного образования МКДОУ оснащен:
-1 компьютер;
-1 ноутбук;
-1 проектор;
-выход в интернет.
Имеется электронная почта, доступ к сети интернет, работает сайт образовательной организации.
В группе имеется телевизор.
Муз. колонки . Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО и отвечает таким требованиям, как: содержательность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Условия питания обучающихся в учреждении
Условия питания в МКДОУ "Ягдыгский детский сад "Аленка"
Организация питания в МКДОУ "Ягдыгский детский сад "Аленка" разработана на основании СанПин 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г №26
Условия охраны здоровья обучающихся
Охрана жизни и здоровья детей:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои силы»
В учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, заведующий.
Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей. Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы на участке засыпаны, ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды находятся в исправности.
Во время зимы здание и постройки очищаются от снега, не допустимы сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком.
Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная.
Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются.
Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельная организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.
Основные компоненты здорового образа жизни:
• Рациональный режим.
• Правильное питание.
• Рациональная двигательная активность
• Закаливание организма.
• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1. Обеспечение баланса
2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3. Соблюдение режима питания.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
4. Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
Закаливание- еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:
-Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
-Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
-Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)
-Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
в МКДОУ "Ягдыгский детский сад "Аленка" имеется доступ к сети ИНТЕРНЕТ
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для педагогов и административного управления имеется компьютер -имеет выход в Интернет .
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ в сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В Учреждении создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: — об Учреждении и её основных направлениях; — об истории и развитии Учреждения и традициях.
На сайте Учреждения размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса .
Учреждение имеет доступ к сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся.
МКДОУ "Ягдыгский деский сад "Аленка"нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимся.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы.
В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимся.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
http://www.standart.edu.ru/ - ФГОС - нормативная база, повышение квалификации
http://www.edu.ru/ - Российское образование
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm - Всё для детского сада
http://detsad-kitty.ru/ - ДетСад – стихи для детей и взрослых
http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад. ру - познавательные статьи
http://1september.ru/ - 1 Сентября
http://pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека
http://dob.1september.ru/ - журнал «Дошкольное образование»
http://vospitatel.com.ua/ - сайт «Воспитатель»
http://allforchildren.ru/ - Всё для детей
http://www.schoolforbaby.ru/ - загадки, сценарии, праздники
http://playroom.com.ru/ - материалы для организации детского досуга
http://www.solnet.ee/ - портал «Солнышко»
http://www.i-gnom.ru/ - «Гномик» - информация о познавательном развитии дошкольника
http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и книги
http://sibmama.ru/ - Презентации для детей
http://tmntpk.ucoz.ru/ - Презентации для дошкольников
http://900igr.net/ - игры и презентации для детей
и др.